Для воспитателей нашей детская деревня проведен семинар-тренинг «Жестокое обращение с детьми и его последствия» педагогом - психологом
Пичугиной Ольгой Анатольевной. В результате занятия участники:
− определили, какие травмы могли быть в жизни ребенка, и как они могли отразиться на его развитии (составление списка жестоких действий в отношении детей, классификация видов жестокого обращения на группы по степени тяжести: пренебрежение нуждами, эмоциональное, физическое, сексуальное насилие);
− объяснили роль эмоциональной депривации и жестокого обращения в нарушениях психического развития (иллюстрация неблагополучного развития, влияния последствий жестокого обращения с детьми на их развитие (диспропорции в развитии) через создание образа кирпичной стены);
− разобрали серьезные травматические события, приводящие к комплексным нарушениям, «задевая» все жизненные сферы (заполнили таблицу соответствия воздействия степени тяжести травмирующего обращения с ребенком на различные сферы развития: физическое развитие и внешность, эмоции и чувства, интеллект и образование, поведение и социальные навыки, сексуальное развитие);
− выработали принципы, которыми могут руководствоваться взрослые, стремящиеся помочь детям с диспропорциями в развитии:
• Постепенность и последовательность.
• Отмечать любое продвижение в поведении ребенка к лучшему.
• Хвалить не за результат, а за усилия.
• Сравнивать достижения ребенка не с успехами других и не с идеальными нормами, а с начальным уровнем его самого.
• Стремиться сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.
− упражнялись справляться со своими чувствами по поводу прошлого ребенка (разыграли ситуации, метафорически выражающие некоторые типичные способы реагирования ребенка на полученную в прошлом травму, объяснили какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением детей, провели анализ причин «непонятного» поведения детей из рассматриваемых случаев, рассмотрели алгоритм реагирования на поведение ребенка).