Опубликовал admin | Дата 20-12-2014, 03:06

Рекомендации для первой встречи с приемным ребенком

 

Итак, вы уже знаете, что хотите взять в свою семью именно этого мальчика или девочку. Вы посмотрели фотографии, поговорили со специалистами. Сердце подсказывает вам, что это именно тот ребенок, о котором вы мечтаете. Как начать встречу, разговор – это проблема для многих взрослых.

Важно помнить, что дети по-разному могут вести себя при первой встрече и иногда совершенно неожиданно для окружающих. Дети дошкольного возраста хорошо идут на контакт, очень ждут встречи. Дети младшего школьного возраста могут с меньшим доверием относиться к ситуации, но достаточно быстро откликаются на интерес со стороны взрослых и соглашаются пойти погулять или поехать в гости. Подростки ведут себя более насторожено и даже порой агрессивно.

Рекомендации для первой встречи с приемным ребенком

 

Будущим родителям могут помочь следующие советы при подготовке к встрече с ребенком и общению с ним:


- не стоит надевать яркую одежду, женщине – делать яркий макияж;
- нежелательно курить перед встречей с ребенком, а также пользоваться интенсивными духами;
- обязательно обращайтесь к ребенку по имени;
- спокойным и уверенным тоном спросите у ребенка, сколько ему лет, чем он любит заниматься и т.д.;
- не разговаривайте с ребенком «сверху вниз», сядьте на стул рядом или присядьте на корточки, если ребенок маленький, т.к. ему неудобно смотреть на вас снизу вверх;
- избегайте большого количества вопросов к ребенку, расскажите ему что-нибудь о себе или своей семье;
- внимательно слушайте ребенка;
- будьте эмоционально сдержанны, не торопитесь с проявлением нежности, не следует сразу брать ребенка на руки, обнимать и целовать, так как это может вызвать у него беспокойство, – лучше в первый раз посидеть рядом с ним, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой;
- если ребенок уклоняется от рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние, то не надо ему в этом препятствовать, – в этом случае надо заинтересовать его мимикой, разговором, игрой;
- ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, так как обычно дети этого пугаются, – будет лучше, если взрослый присядет, и будет общаться с ребенком с уровня колен, что для ребенка менее страшно;
- не стоит сюсюкать при разговоре с ребенком, т.к. общение приобретет неестественный оттенок, а ребенок старшего возраста может решить, что вы передразниваете его;
- можно принести мягкую игрушку, одеяльце, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребенку о вас.

 

Рекомендации для первой встречи с приемным ребенком

 

 

 

При первом посещении ребенком дома вам будут полезны следующие рекомендации:


- первое время старайтесь быть рядом с ребенком и не оставляйте одного;
- не спеша покажите ребенку квартиру, домашних животных, следите, чтобы животные не напугали ребенка; 
- устраните новые для ребенка резкие и громкие звуки, сильные запахи;
- все дорогие в материальном и духовном отношении вещи лучше уберите в недосягаемое для ребенка место;
- для снижения уровня стресса угостите ребенка чем-нибудь сладким еще перед тем, как зайти в дом, приготовьте для него мягкую игрушку, которую можно прижать к груди - все это будет его успокаивать;
- не стоит сразу изменять режим дня ребенка, к которому он привык в учреждении;
- нельзя настаивать, если ребенок отказывается от каких-либо продуктов;
- если что-то ребенку особенно нравится в еде, не стоит выдавать это все сразу и в максимальных количествах, умеренность и постепенность для него гораздо важнее;
- не стоит давать ему большое количество новых игрушек, так как они могут не вызвать у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут даже напугать, лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык;
- прежде чем предлагать ребенку какое-нибудь занятие, лучше сначала спро­сить у него, чем ему хотелось бы заняться, что вообще он любит делать;
- не надо спешить к увеличению познавательных нагрузок, – для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны; 
- не надо перегружать ребенка эмоциональными впечатлениями и превращать визит в смотрины - ваши друзья и родственники успеют познакомиться с ребенком позже, до­статочно, чтобы дома были только члены семьи, с которыми ребенок уже познако­мился во время ваших посещений;
- не стоит надеяться, что ребенок сразу выразит положительную эмоциональную привязанность, скорее всего он будет проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
 

Рекомендации по адаптации приемного ребенка в семье.

 

Каждый отдельно взятый детский дом - лишь капелька в огромном море детских бед. Как бы ни старались педагоги, психологи, как бы ни рвалось их сердце в желании помочь малышам, все прекрасно знают: каждый ребенок днем и ночью мечтает только об одном  - встретить родителей.

Как проходит адаптация у детей?

    Адаптация у детей проходит по-разному. Очень многое зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок, тем серьезнее может протекать этот процесс. Большую роль играет и опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, будет реагировать на новые условия иначе.

    Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

    Психологи выделяют несколько стадий при адаптации ребенка в новых условиях:

1. «Медовый месяц».

    Первую стадию можно охарактеризовать как "знакомство" или "медовый месяц". Родителям хочется обогреть ребенка, ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения. Он с радостью выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

    Как правило, на этой стадии ребенок почти беспрекословно подчиняется правилам, существующим в семье. Кажется, что в семье полный мир и согласие, которые никогда не закончатся.

2. "Регрессия"

 Вторую стадию можно определить как "возврат в прошлое" или "регрессия". Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирки. Ребенок пытается понять, что нравится и что не нравится родителям, как обратить на себя внимание - разумеется, прибегая к тем способам, которые он использовал раньше. Естественно, что многие старые привычки родители воспринимают в штыки. Начинается зачастую болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как чувство беспомощности или чувство зависимости; преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.

    Отмечается возврат  вредных привычек. Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом.    У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Отсутствие знаний об особенностях возраста, разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку приводят к тому, что процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает естественность отношений, радость общения. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.

    Родители должны четко понимать, что у каждого неадекватного на первый взгляд поступка есть своя психологическая подоплека. Например, ребенок стал очень агрессивен к окружающим, вы уже и не знаете, что с этим делать. А вас просто "проверяют": страх, что "отдадут обратно" толкает маленького человечка действовать по принципу "чем хуже, тем лучше".

    Понимание, терпение, выдержка — главные принципы поведения в этот период. И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблемами к специалистам, встречайтесь с теми, кто, так же как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.

    3. "Привыкание"

    Третья стадия — "привыкание" или "медленное восстановление". Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то сейчас он выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Ребенок начинает вести себя так же естественно, как ведет себя ребенок в кровной семье, принимает активное участие во всех делах семьи. Поведение соответствует особенностям характера и адекватно ситуациям.

    Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность), нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

    Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания.

    Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин. Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс – совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями.